Вести из Иртышской школы

28 мая в МБОУ «Иртышская СОШ» состоялся педагогический совет «Деятельность педагогического коллектива по развитию познавательных и творческих способностей обучающихся». В ходе педагогического совета было заслушано выступление Матковой Натальи Сергеевны, которая рассказала о воспитательных и образовательных возможностях экскурсионно-паломнических поездок.

 Краеведение — это особая отрасль знания, которая включает в себя изучение истории родного края и города, дел и судеб земляков, традиций и обычаев предков в контексте истории страны в целом. Воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитать в них нравственность и патриотизм. А в рамках духовных краеведческих экскурсий – повысить у обучающихся мотивацию к познанию православной культуры, поскольку православное христианство традиционно являлось ведущей религией нашего государства.

 Наталья Сергеевна также познакомила коллег с историей Собора Воздвижения Креста Господня.

 В настоящее время это второй по возрасту после Свято-Никольского казачьего собора православный храм, сохранившийся в нашем городе с дореволюционной поры.

С инициативой его строительства в 1858 году выступил генерал-губернатор Западной Сибири и Войсковой Наказной Атаман Сибирского казачьего войска Густав Христианович Гасфорд.

Более пяти лет потребовалось на то, чтобы собрать средства и начать строительство.

Сбор денег на постройку храма осуществлял протоиерей Стефан Знаменский (св.праведный Стефан Омский).

Место для строительства храма выбиралось с учетом возможности стать прихожанами церкви жителям двух форштадтов (предместий города). Г. X. Гасфорд предлагал возвести новую церковь в Кадышевском форштадте.

Новый генерал-губернатор Западной Сибири А. О. Дюгамель выбрал под строительство «свободную площадь» на границе Кадышевского и Бутырского форштадтов.

Первоначальный проект храма принадлежал старшему городовому архитектору Ф. Ф. Вагнеру, выполнившему смету и чертежи в ноябре 1861 – январе 1862 года. В 1863 году проект был «улучшен в некоторых частях» в Санкт-Петербурге в Департаменте проектов и смет архитектором-художником К. Лазаревым. Сооружалась церковь «под наблюдением по технической части» омским городовым архитектором Э. И. Эзетом. Зодчие Ф. Ф. Вагнер и В. К. Гейде в мае 1870 г. освидетельствовали постройку.

Благотворителем и добровольным строителем вновь заложенного храма выступил омский купец первой гильдии Григорий Петрович Андреев, православный христианин, казах по национальности. К 1867 г. храм был возведен, на его главах установлены кресты. Однако из-за неожиданной кончины Г. П. Андреева завершение строительства затянулось еще на 3 года.

Торжественное освящение однопрестольного каменного храма состоялось 22 сентября 1870 г. Освящал его, как и при закладке, святой праведный Стефан Омский (протоиерей Стефан Знаменский).

Двухпрестольной церковь стала лишь с 12 февраля 1896 г., когда был освящен второй престол — в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

В начале 1900-х годов стены храма были расписаны по образцу Собора святого князя Владимира в Киеве.

До революции особо почитаемой иконой в храме был список с чудотворной Абалакской иконы Божией Матери.

С 1891 г. при церкви начала функционировать церковно-приходская школа для девочек, в которой обучалось 80 воспитанниц. Помещалась она в собственном деревянном здании и содержалась на средства церкви, Святейшего Синода и местного городского общества.

1901 г. состоялось открытие новых народных чтений при Крестовоздвиженской церковно-приходской школе религиозно-нравственного, исторического и литературного содержания. Храм становится одним из центров приходской жизни.

 

Несмотря на разгар братоубийственной Гражданской войны, 8 мая 1919 г. около храма заложили сад.

Самый трагический период для Крестовоздвиженской церкви начался с установлением советской власти.

30 ноября 1930 г. представители советской власти изъяли из храма 473 книги.

В мае 1933 г. было сфабриковано уголовное дело на двух священнослужителей Крестовоздвиженскои церкви за «антисоветскую деятельность». Каждый из них был осужден на 5 лет лишения свободы. В 1936 г. приход Крестовоздвиженского храма составлял 445 человек, в нём служили священники Феофан Токарев и Николай Чуркин.

5 ноября 1936 г. Президиум Омского облисполкома принял решение разрушить храм, а на его месте построить школу.

В ответ на это постановление верующие общины Крестовоздвиженской церкви 18 ноября 1936 г. подали протест в ЦИК РСФСР. 26 ноября 1936 г. подобный протест был направлен и в Омский облисполком. В результате снос здания в 1936 г. был приостановлен.

25 декабря 1937 г. Президиум ВЦИК принял постановление за подписью М. И. Калинина: «Церковь закрыть. Здание снести». Но милостью Божией оно было выполнено лишь наполовину. Общину ликвидировали, а в здании разместили общежитие кожевенно — обувной фабрики.

В 1938 г. в Омске началось описание церковного имущества, которое изымалось и хранилось на складах драматического и кукольного театров, а также в спецотделе Горсовета. Предметы, содержащие драгоценные металлы, отправлялись в Москву, а иконы, книги и киоты, как ненужные, по мнению чиновников, сжигались.

В годы Великой Отечественной войны верующие Крестовоздвиженского храма, помня благословение Митрополита Сергия (Страгородского) «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам в победе над коварным врагом», молитвенно и денежно вносили свой посильный вклад в дело общей Победы.

В этот период власти меняют политику в отношении Русской Православной Церкви.

7 марта 1943 г. (то есть еще до Постановления СНК СССР от 28 ноября 1943 г. «О порядке открытия Церквей») решением Исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся Крестовоздвиженская община верующих была зарегистрирована.

2 августа 1943 г., в день Пророка Илии, общине было передано здание Крестовоздвиженской церкви. Одновременно была возвращена часть изъятого ранее церковного имущества.

26 сентября этого же года (в канун престольного праздника) в храме начали совершаться богослужения.

Весной 1944 г. верующим разрешили пользоваться колоколом.

С момента возрождения Омско-Тарской епархии в 1946 г. собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Омска получает статус кафедрального, в котором оставался до 1992 г. В нём служили все правящие архиереи, занимавшие вначале Омско-Тарскую, а затем с 1947 по 1990 гг. и Омско-Тюменскую кафедры. Статус собора побуждал омских владык следить за его благолепием. Каждый из них, так или иначе, вложил в его внешний и внутренний вид частичку своей заботы.

Так, в 1951 г. по благословению владыки Ювеналия (Килина) в соборе был устроен и освящён третий придел в честь Пророка Илии.

Значительные изменения во внутреннем и внешнем виде храм претерпел в конце 1980 — х годов. По благословению и при ближайшем участии Его Высокопреосвященства Митрополита Омского и Тарского Феодосия к 1000-летию Крещения Руси был реконструирован иконостас храма. Из трехъярусного он стал пятиярусным с покрытием сусальным золотом, была обновлена и настенная роспись. В 1988 — 1990 гг. по проекту омского архитектора В. А. Баранова к зданию с севера и юга были пристроены два придела. Первый – в честь Святителя Иоанна Тобольского, а второй — во имя Святого равноапостольного князя Владимира. Однако эти приделы не освящались. Поэтому сегодня Крестовоздвиженский собор имеет три престола и пять приделов.

26 июня 1980 г. решением Омского облисполкома за № 239/10 здание храма было поставлено на учёт как памятник истории и культуры местного значения.

Именно при Крестовоздвиженском соборе в 90-х гг. минувшего века было положено начало возрождению сибирского казачества. Так, 5 марта 1990 г. в трапезной Крестовоздвиженского кафедрального собора в присутствии Митрополита Омского и Тарского Феодосия состоялось первое собрание, на котором был избран оргкомитет землячества сибирских казаков в Омске. Инициаторами возрождения сибирского казачества на Омской земле тогда стали потомственный казак С. Н. Смоляков и историк-краевед А. М. Лосунов.

На протяжении 46 лет (с 1961 по 2007 гг.) бессменным настоятелем собора являлся старейший клирик Омско-Тарской епархии митрофорный протоиерей Иоанн Мельник (1929 — 2007 гг.).

В 2009 году на пожертвования прихожан были установлены новые купола; трапезная храма в воскресные и праздничные дни устраивает для прихожан благотворительные обеды.

Возродилась образовательная традиция: при храме на протяжении уже 15 лет функционирует воскресная школа.

Указом митрополита Омского и Тарского Владимира №5 от 01 сентября 2011 года настоятелем Крестовоздвиженского собора назначен протоиерей Олег Цветков. Отец Олег и по сей день является настоятелем данного храма.

 Данное выступление проходило в рамках реализации проекта «Святые и Святыни земли Омской». По окончании выступления педагоги заполнили анкеты и получили рекламные буклеты паломнической службы, а также закладки с изображением и краткой информацией об омских соборах.

На следующий день для учеников 8 «Б» класса было организовано внеурочное мероприятие — информационный классный час «Собор Воздвижения Креста Господня. История и современность».

Просмотров(3)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *